О банном деле

Первые бани появились еще в каменном веке, если под древней парной баней понимать груду горячих камней, образующих пар при обливании их водой.

Существует несколько объяснений тому, что натолкнуло человека на создание бани. Например, это могло быть случайное попадание воды на домашний очаг, или омовение в горячем источнике, которое чудесным образом восстановило силы уставшего охотника.
Древнегреческие философы считали, что первые бани у разных народов появились в одно и то же время. Известно, что свои уникальные банные традиции были в Египте, Сирии, Вавилоне, бани были известны скифам и индейскому племени майя, а позже, ацтекам. Геродот описывает скифские бани, которые были устроены в шалашах, а получение пара достигалось с помощью конопляных семян, брошенных на раскаленные камни.

Процесс омовения у всех народов, так или иначе, был тесно связан с религиозными верованиями. То, что вода обладает чудесной защитной и исцеляющей силой, отражено во многих мифах и легендах. Многие реки объявлялись священными, а купание в них было древнейшим способом лечения. В древнегреческой мифологии, например, Ахиллес приобрёл неуязвимость после купания в водах реки Стикс, уязвимым местом на его теле оставалась только пятка, которой не коснулись воды Стикса.

Погружение в горячий источник греки называли «купанием Геракла», связывая силу и красоту легендарного героя с живительным воздействием воды и пара.


Древние римляне тоже славились своими банями, то есть термами. Такие бани имели жарко натопленные помещения, называемые кальдарии и парильни. К самым роскошным из римских бань можно отнести найденные при раскопках термы Каракаллы. Они располагались на площади 11 гектар и могли вместить до 1600 посетителей!

Римские термы:


Римские бани широко известны. Римляне строили их всюду, куда вступали как завоеватели. В Северной Африке, в Азии, в Восточной и Западной Европе по сей день сохранились римские водопроводы, мосты, дороги и, конечно же, бани, которые римляне называли термами. На Днепре и Дунае, на Темзе и Сене, на Ниле и Евфрате римские офицеры обязательно имели в составе лагерей походное подобие знаменитых терм.

Непременной принадлежностью римских городов были термы, в здании которых находились бассейн с проточной, ванны с теплой и горячей водой, раздевалки, парильни, комнаты для занятий гимнастикой, библиотеки. В бане не только мылись, но и вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества.

В отличие от греков, римляне не ограничились обливанием холодной водой. Они первыми ввели в обиход полноценную систему горячего водоснабжения. В самом Риме система водопровода питала огромнейшие бани, которые занимали более 11 га. К концу I века до н. э. здесь было построено 150 общественных бань.

В Древнем Риме баню ценили как средство от многих болезней, основываясь на учениях Гиппократа, Галена и Асклепиада. Выдающийся римский врач Асклепиад (128–56 гг. до н. э. ) за свою приверженность к баням был даже прозван «купальщиком». Он считал, что умеренная гимнастика, прогулки, диета, массаж, чистота тела и регулярное потение в бане совершенно необходимы для излечения многих болезней. Асклепиад писал: «Главное — отвлечь больного, избавить от хандры, восстановить здоровое мышление и бодрость духа».

Именно с такой задачей баня справлялась лучше всех прочих лекарств. Римляне на заре своей истории принимали ванны в основном для здоровья и чистоты, а не для развлечения. По свидетельству Сенеки — римского философа-стоика, они мыли руки и лицо ежедневно, а ванну принимали раз в неделю.

Точно неизвестно, когда римляне пристрастились к горячим ваннам и баням. Сенека упоминает, что Сципион — консул в 205 году до н. э. — принимал теплую ванну на своей вилле в Литернуме. Это было достаточно непритязательное купание, без всяких излишеств и малейших признаков роскоши. Ванные комнаты этого периода — маленькие и темные помещения, а температура воды для купания обычно равнялась температуре ладони. Вскоре возникла традиция нагревать помещение, где принимают ванну, при этом печь устанавливалась прямо под сосудом. Так возникли паровые бани. Предполагается, что этот способ изобрел Сергиус Ората, римский оратор, а первыми ввели в практику Валериус Максимус и Плиний. Произошло это в век перед Марсийскими войнами.

Во времена Цицерона использование бань — и общественных, и частных — стало широко распространенным явлением. В одной из его речей мы находим упоминание о том, что бани в Риме доступны всем по низкой цене. В ранние века римской истории просматривалась гораздо большая, чем у древних греков, целомудренность банного ритуала. Ограничения существовали даже на совместное купание мужчин. Так, например, согласно Валериусу Максимусу, сын, достигший зрелости, уже не мог принимать ванны вместе с отцом, а зять — с тестем. Однако по мере роста благосостояния благородные манеры уходили в прошлое.

Когда термы распространились всюду, там могли париться совместно мужчины и женщины. Однако по-прежнему в конструкциях римских терм сохранялись для мужчин и женщин отдельные помещения, которые сообщались между собой. Длительное расслабление в теплой атмосфере термы неизменно создавало определенный настрой. Посетители бани мылись, плавали в бассейнах, потели в клубах пара, наслаждались едой и напитками, музыкой и танцами. Римские бани быстро стали чем-то вроде публичных клубов, где граждане Рима проводили значительную часть своего свободного времени и где билось сердце общественной жизни. Здесь узнавались новости и сплетни, высказывались мнения и решались важные вопросы. «Баня, любовь и радость — до старости мы вместе» — такая надпись сохранилась на стене одной римской постройки. Термы были открыты только в течение дня и закрывались на ночь. Однако богатые римляне посещали их и по два раза в день.

Как частные, так и общественные римские бани отличались неописуемой роскошью: бассейны строились из драгоценного мрамора, рукомойники и сосуды изготавливались из серебра и золота. В архитектурном отношении термы представляли собой новый тип общественных сооружений, предназначенных для большого количества людей. В сооружении бань с их колоссальными внутренними помещениями, перекрытыми мощными цилиндрическими и крестовыми сводами и грандиозными куполами, были использованы достижения древнеримской строительной техники. Главное здание термы обычно размещалось на озелененном дворе, окруженном постройками и подсобными помещениями.

Бани представляли собой комплекс симметрично расположенных комнат с различной температурой. Первая — аподитериум, или раздевалка. Вторая комната — холодная — фригидариум. Здесь почти весь пол занимал бассейн с холодной водой. Стены отделывались мрамором и мозаикой. От них 3–4 ступеньки вели к полу и бассейну. Вода всегда была свежей и чистой: почти во всех общественных банях имелась помпа для смены воды, производимой дважды в день. Третья комната — теплая, она называлась тепидариум. Здесь проходил подготовительный этап разогрева. Четвертое помещение — горячее, оно называлось калидариум. Пятая комната — парная, «сердце» бани. Это судаториум, или лаконикум, где температура поднималась до 85°С и где человек обильно потел. И, наконец, последнее помещение в этом ряду — лавариум, где обливались водой, принимали ванны, натирались ароматическими маслами и т. д.

Вначале судаториум обогревался с помощью печи-жаровни: на бронзовой решетке над раскаленными углями разогревались крупные камни. Поливая их водой, получали влажный пар. Позже, с I века до н. э. термы стали отапливаться с помощью проложенных под полом и в стенах кирпичных каналов для горячего воздуха, поступавшего от печей, которые находились снаружи и топились целый день. При бане обычно имелась палестра для спортивных упражнений. Римляне находились в бане обнаженными. Лишь женщины прикрывали волосы и жемчужные украшения, так как они портились от горячего воздуха.

Все римские императоры считали своим долгом уделить внимание строительству бань. Это было великолепное средство завоевать расположение народа. Термы называли по имени их построившего императора. Самые большие в Римской империи бани Диолектиана, строительство которых окончилось в 306 году, могли вместить одновременно до 3600 клиентов. Однако самыми красивыми и величественными считаются термы Каракаллы.
Площадь их главного здания 216 x 112 м. Эти бани были заложены при императоре Септимусе Северусе в 206 году н. э. и завершены при его сыне Каракалле в 216 году н. э. Они были в употреблении вплоть до VI века.

Нынешние руины Каракаллы, обустроенные для обзора и отдыха туристов, дают представление о размахе и роскоши империи. В банях Каракаллы последовательность комнат была сокращена до трех — фригидариум, тепидариум и калидариум. Фригидариум и тепидариум разделял огромный зал с высокими окнами (фонарями) — архитектурными прототипами сводчатых окон средневековых церквей.
Долгое время в XX веке термы Каракаллы использовались для проведения оперных спектаклей на открытом воздухе.

Во времена Юлия Цезаря римляне не слишком приветствовали посещение терм женщинами. В этот период было запрещено совместное присутствие в банях лиц разного пола. Для женщин устанавливались часы посещения или даже строились отдельные бани. Позже правила стали меняться. Чем более могущественной становилась Римская империя и чем ближе она подходила к своей неминуемой гибели, тем большее внимание уделялось плотским радостям. В начале новой эры опять было разрешено совместное посещение бани. Однако в угоду морали были установлены некоторые правила. Первое из них — «не глазеть». Второе — вести себя так, как будто ты полностью одет. Упадок империи сопровождался все большим отказом от условностей. В конце концов термы стали местом оргий и всяческого дебоширства.

Сенека, римский философ-стоик, несколько раз побывал в Геркулануме (городе, разрушенном вместе с Помпеей извержением Везувия в 74 году). Бани Геркуланума отличались особенной роскошью. Вне всякого сомнения, именно эти визиты вдохновили Сенеку на следующее высказывание: «Какими же нищими и ничтожными кажемся мы себе, если на наших стенах не сверкают огромные зеркала и если мрамор статуй не украшает мозаика нумидийского камня, а постаменты их не расписаны фресками, если потолки не увенчаны стеклянными сводами, если бассейны не отделаны тасийским мрамором и, наконец, если вода истекает не из серебряных трубок».

После падения Римской империи в 476 году в течение последующих двух веков бани римлян на территории всей Европы пришли в полный упадок. Большинство было разрушено полудикими и невежественными народами, лишь некоторые из них сохранились. Гораздо дольше просуществовали термы в восточной части бывшей Римской империи — Византии. Под влиянием многих культур и бытовых привычек, технологий и религиозных воззрений разных народов римская баня на Востоке преобразовалась в явление не менее самобытное и в культурном отношении едва ли не более значимое и примечательное — восточную баню, или хамам.

Темескаль:



Паровая баня была известна коренному населению Америки много веков назад. По многочисленным данным, американские индейцы являются выходцами из Азии.

Предполагается, что идея паровой бани пришла оттуда же с последними переселенцами. Эскимосы Аляски, племена, живущие на берегах Тихого океана, и индейцы на юго-западе Америки в начале нашей эры находились на различных ступенях развития. Часть племен пребывала на стадии первобытно-общинного строя и вела кочевой образ жизни, а древняя цивилизация майя в то же самое время достигла невиданных успехов в науках и искусствах. Однако паровая баня была распространена в тех или иных формах по всей Северной Америке.
Кочевые племена строили парильни наподобие шалаша. Эти сооружения обогревались костром, горящим посередине. Обычно они были достаточно велики, чтобы вместить большое количество людей. Как правило, парились только мужчины, а женщины внутрь помещения не допускались. Огонь горел постоянно. Индейцы сидели вокруг, говорили, танцевали. В конце концов парильня нагревалась и начиналось собственно потение. Хотя едкий дым от костра щипал глаза и ноздри, индейцы так никогда и не перешли к другому методу разогрева — с помощью горячих камней. Когда дым становился невыносим, они просто ложились на пол и глубоко дышали. Некоторые использовали подобие респиратора, то есть чем-либо обвязывали рот и нос.

В то время, когда в Европе набирала силу могущественная Римская империя, в Америке расцвела и достигла невиданных высот культура майя. Эта цивилизация охватывала большую часть Гватемалы и распространялась до Центральной Мексики.

Майя умели почти все то же, что и римляне. Они изобрели письменность и счет, у них были достаточно развиты наука и искусство, они занимались астрономией, возвели прекрасные в архитектурном отношении дворцы и постройки. Так же как и римляне, майя строили свои бани всюду, где распространялось влияние этого племени.

Мы не имеем сведений о раннем периоде истории майя и описания их бань. Большинство иероглифов осталось нерасшифрованным. Однако находки археологов и исследования обычаев и истории потомков майя говорят о том, что паровая баня была совершенно обыденным явлением. Недавние раскопки в Пьедрас-Неграс, Чичен Итца и Эль-Пара-изо открыли взору руины бань, которым более чем 1200 лет. К сожалению, камни не умеют говорить, поэтому некому рассказать нам о банных церемониях, ритуалах и правилах.

Когда в XIV веке испанские завоеватели достигли берегов Америки, майя к тому времени, уступив свое величие ацтекам, превратились в рассеянные по бывшей империи племена. Испанцы увидели, что любовь к бане присуща как майя, так и ацтекам.

Баня в большинстве источников называется «темескаль». Это слово ацтекского происхождения. «Большой словарь языка майя», составленный вскоре после конкисты, предлагает другое слово — «сумпул-че». Трактовка этого понятия, согласно словарю, такова: «Баня для женщин-рожениц и больных, которая используется для того, чтобы излечить их от недуга». Испанцы даже не могли себе представить другого смысла использования бани, ведь это было время расцвета инквизиции, которая отнюдь не одобряла телесные радости. В это время в Испании, как и во всей Европе, царила эпоха вселенской грязи и зловония. Испанская королева гордилась тем, что осквернила себя омовением лишь дважды в жизни — во время рождения и перед свадьбой.

Испанские миссионеры впоследствии старались всячески дискредитировать темескаль среди ацтеков и майя. Один из первых историков Мексики, монах брат Дюран, написал в 1567 году: «Темескаль — небольшое здание, обогреваемое изнутри. В него может войти до десяти человек. В нем невозможно стоять во весь рост. Дверь же мала настолько, что лишь один человек может пройти в нее, согнувшись пополам. В дальнем углу находится печь. Она разогревается так, что жар трудно вынести. Эти бани сухие и горячие, и купальщики потеют просто от горячего воздуха. После потения в темескале индейцы моются холодной водой, так что весь жар от печи выходит из них. Для наблюдателя они кажутся ужасными людьми: стоят голые и обливают себя холодной водой из кувшина от десяти до двадцати раз без малейшего вреда. Хотя это выглядит как ужасная дикость, я не согласен с таким мнением. Когда тело привыкает к этой процедуре, она перестает быть невыносимой. Хотя, разумеется, если бы испанец попытался сделать что-либо подобное, он непременно бы потерял рассудок или его бы разбил паралич».

В другой книге по истории Мексики в 1787 году итальянец Франческо Калигеро писал, что мексиканские бани — сильнейшее лекарство, которое может быть полезно в Европе для лечения ревматизма. Он же дал описание строения, согласно которому темескаль обычно сооружали из грубо обработанных камней. Он походил на печь для выпечки хлеба, только фундамент находился ниже поверхности земли. Общий диаметр — около 2, 5 м, а наибольшая высота — рост человека. Вход — не больше устья печи, то есть человек мог в него только проползти. Напротив входа находилась печь из камней или грубых кирпичей. Ее устье открывалось наружу. У задней стены парилки располагался прямоугольный очаг (его средние внутренние размеры — 1, 15 x 0, 9 м, проход внутрь очага из парилки имел 0, 7 м ширины, 0, 8 м высоты и оформлялся каменной перемычкой и косяками из монолитных каменных блоков). Вдоль задней стенки очага проходила стена, сделанная полностью из больших обломков камней, соединенных известняковым раствором. Внешняя поверхность этой стены была образована краями хаотично расположенных обломков. Это хитроумное сооружение защищало заднюю стенку очага от чрезмерного нагревания, так как обломки намного лучше противостоят жаре, чем монолитные каменные блоки.

Во всех обнаруженных при раскопках древних зданиях крыша очага не сохранилась. Хотя парилка должна была заполняться дымом, вентилирующих отверстий не было найдено, а единственный вход внутрь — проход, который представлял собой коридор, утопленный в полу, тянущийся сквозь всю баню от очага через парилку и внешнюю комнату наружу. Этот коридор всегда имел ту же ширину, что и вход, и в большинстве случаев неизменную глубину. Она варьируется от здания к зданию в пределах 0, 2–0, 55 м. Несмотря на наличие утопленного прохода, чтобы войти внутрь, надо согнуться. Внешняя комната представляла собой большую несводчатую галерею. Крыша изготовлялась из недолговечных материалов (дерево, солома, тростник) и могла покрывать сверху каменную кровлю центральной комнаты.

Во внешних помещениях зданий двух бань из Пьедрас-Неграс были найдены каменные скамьи. Одна из бань имеет уникальную компоновку внешней комнаты: она разделена на переднюю и заднюю половины, стены ее очень высоки, а часть крыши имеет свод. Здания паровых бань в Пьедрас-Неграс располагаются на низких платформах (террасах). Практически все они находятся вне главных церемониальных площадей города, но поблизости от дворцов. Некоторые из них даже стоят на той же платформе, что и близлежащий дворец.
Все эти паровые бани относятся к периоду древнего царства майя (первые века нашей эры). Пар в них, видимо, мог образовываться путем выливания воды на разогретые каменные косяки прохода в парилку, перекладину печного отверстия или на крышу печи. Большой размер утопленного прохода указывает на то, что мытье наряду с потением являлось частью банной процедуры. Внешние комнаты с каменными скамьями, возможно, служили в качестве раздевалки и места для отдыха после бани.

Видимо, в доколумбову эпоху была сильно развита ритуальная часть принятия паровой бани. Помещения для нее строили из камней, как дворцы и храмы, в то время как обычные постройки повседневного пользования были из дерева и глины. В древности купальщик парился и мылся на циновке, растянутой на полу парилки, причем существовал обычай, в соответствии с которым его должно было парить лицо противоположного пола. Слуга, сопровождавший купальщика, гнал пар книзу связкой травы и легко похлестывал хозяина листьями кукурузы. После этого купальщик должен был отдохнуть некоторое время, чтобы преодолеть расслабляющее действие потения.

Темескали посвящались особой богине Темаскальтиетль, покровительствующей лечебному действию паровых бань. Над входным отверстием парилки некоторых темескалей помещалось изображение богини земли и родов Тетео Иннам, так как женщины использовали эти помещения при родах для облегчения болей. Возможно, темескаль развился как альтернатива лечению, которое древние индейцы практиковали в термальных источниках (в Мексике их очень много: Гогоррона, штат Сан-Луис-Потоси, Лос-Асуфрес, штат Мичоакан, Команхилья, штат Гуанахуато, Лос-Баньос-дель-Пеньон, Федеральный округ, и т.д.). Но даже без химических элементов, растворенных в воде термальных источников, темескаль весьма полезен для здоровья: при потении очищаются поры кожи, снижается вес тела, расслабляются мышцы, уменьшаются боли.

Сегодня паровые бани в индейских деревнях Мексики сохранились практически в неизменном виде. Они используются не только для мытья, но и в качестве терапевтического средства, однако основной целью остается все же гигиеническая процедура. Например, в Мильпа Альта жители селения обычно ходят в баню по воскресеньям. В то же время в индейских деревнях горной Гватемалы паровые бани являются основным средством лечения болезней. Как медицинское средство темескали применяются на этапе выздоровления от некоторых болезней (например, тифоидной лихорадки или оспы), для лечения ревматизма или различных кожных заболеваний, они посещаются женщинами до и после родов.

Испанский врач Саагун вскоре после конкисты перечислил большое количество заболеваний, для лечения которых благоприятно принятие паровой бани. Терапевтическое использование темескалей часто сопровождалось ритуальными обрядами, придававшими всей процедуре мистический и таинственный настрой. Однако обряды постепенно отмирали, лечение приобретало светский характер. Один из этнографов достаточно подробно описал принятие современной паровой бани в селении Сан-Хуан-Теотихуакан: «Когда готовят баню, собирают дрова в достаточном количестве для разогрева экрана из тесонтле (камни между печью и парилкой для образования пара) и внутренних стен темескаля. Когда дым, проходящий через парилку темескаля, выйдет сквозь входное и два-три вентиляционных отверстия в стенах и в своде, человек входит внутрь, неся с собой емкость с водой, разогретой на горячих углях печи, и большие зеленые ветки. Вход закрывают циновкой, а круглые вентиляционные отверстия затыкают травой. Купальщик в наклоненном положении трясет зеленые ветки внутри темескаля. Эти ветки, охеадорес, сначала вымачивают: при их прикосновении к разогретым стенам бани образуется пар и капли горячей воды. Если температура снижается, время от времени льют небольшое количество воды на экран из тесонтле, где жар сохранился, так что вода сразу превращается в пар. До образования пара, но после того, как огонь был потушен, отверстие печи наружу закрывают большим камнем, который замазывают глиной, предупреждая выход пара. Частью процедуры является мытье с горячей водой и мылом со связками волокна магея или кусками сушеной травы вместо мочалки и банного веника».
Коренное индейское население Мексики весьма разнообразно по своей этнической структуре: здесь живут потомки различных племен майя, ацтеков, древних индейцев сапотеков и представители многих других племен. У каждого из них имеются свои особенности строения темескаля, однако основные черты — внешняя комната, парилка, внутренний очаг — остаются неизменными. Сегодня баня-темескаль имеется в каждой деревне. Не все жители строят свою собственную баню. Как правило, один темескаль используется несколькими соседями. Он обычно строится недалеко от жилищ и очень часто вплотную к ним примыкает. Кое-где темескали специально функционируют для развлечения приезжих туристов, желающих познакомиться с условиями жизни коренного населения и испытать на себе действие их экзотических бань.

Арабские бани:



Ничто в мире не исчезает бесследно. Открытия античных ученых о пользе водных процедур были подхвачены восточной медициной. Выдающиеся ученые-медики Рази (Разес) Абу Бакр Мухаммед бен Закария и Абу Али Ибн Сина (Авиценна) на основе трудов Гиппократа и Галена разрабатывали новые методы наблюдения и лечения больных, гигиенические и оздоровительные средства.

Сочинения Авиценны «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления» получили широкую известность не только на Востоке, но позже и в Европе. В трудах Авиценны содержатся рекомендации, касающиеся поддержания чистоты тела, использования природных источников с гигиенической и лечебной целями, подробное описание применения бани. Идеи Разеса и Авиценны способствовали распространению бань и массажа во многих восточных странах: в Персии, Турции, Хиве, Бухаре, Армении, Грузии.

Бани на Востоке не были такими роскошными, как в Греции и Риме. Типичные восточные бани сохранились и по сей день в Азии, например в Бухаре.

В Бухаре было много бань, из которых сейчас продолжают действовать Хаммоми Саррофон и Хаммоми Базори-Корд. Эти полуподземные сооружения втиснулись в рыночные ряды, их низкие купола едва возвышаются над рынком. И хотя старинные бани теперь технически усовершенствованы, они все еще сохраняют свой былой облик как снаружи, так и изнутри.
Бухарские бани представляют большой историко-культурный интерес как типичные памятники гражданского строительства Бухары XVI в. хотя в них и не сохранилось убранство, характерное для средневековых бань на Востоке. В свое время в инженерно-техническом отношении эти бани являли собой несомненное достижение эпохи.

Войдя туда, вы сразу окажетесь в довольно просторном зале. Оставив здесь свою одежду, спуститесь вниз метра на два по ступенькам, потом еще на полтора метра по наклонной площадке. Отсюда в мыльное отделение ведет узкий длинный коридор. В круглом зале мыльного отделения вы увидите четыре-пять ниш, в которых удобно мыться, и три узких прохода: один ведет в парилку, другой — в более прохладное помещение, третий — в зал для отдыха. Именно в этой последовательности и происходит банная процедура: из парилки — в нежаркую комнату, где потоотделение продолжается, а затем — в зал для отдыха. Только после этого следует вымыться и воспользоваться услугами банщика-массажиста.

Источником пара в таких банях является огромный котел с водой, встроенный в стену. Пар, образованный от кипения воды, выходит постоянно через отверстие примерно 0, 5 х 0, 5 метра, находящееся на высоте полутора метров от пола.

Котел с водой раньше нагревался с помощью дров, сейчас — с помощью мазута. Топка находится по другую сторону стены, и запахи из нее не проникают ни в мыльное отделение, ни в парилку.

Кроме того, вся баня (мыльное отделение, комнаты отдыха) обогревается теплым воздухом, поступающим в специальную трубу, проложенную под мраморным полом, что напоминает римские бани».

Бань средневековые арабы строили в своих городах превеликое множество: например, в каждом квартале Багдада, наряду с мечетью, можно было встретить и непременную баню. Некоторые средневековые историки утверждали, что в Багдаде бань было никак не меньше … 60 ты­сяч. Впрочем, уж чего-чего, а преувеличить средневековые авторы ох как любили! Один из остроумных арабских историков по-этому поводу даже написал как-то примерно следующее: «Такой-то утверждает, что в Багдаде столько-то бань. Я думаю, что эта цифра слишком велика. Раздели указанное количество на два, и ты получишь сумму, близкую к истинной. Далее, он утверждает, что в Багдаде столько то мечетей. Поступи с этим числом, как и в предыдущем случае, и ты приблизишься к истинной цифре». Одним словом, делите все на два-четыре-шестнадцать, и не ошибетесь…

Уважали баню и жители Египта. Так, по утверждению историка Ибн Абд ал-Хаккама, в числе первых монументальных зданий, построенных сразу после основания новой столицы завоеванного арабами Египта — Фустата, в городе наряду с дворцами и торговыми рядами появились и ба­ни. Причем владели банями обычно самые богатые и знатные вельможи. Известно, например, что несколько бань в конце vii века в Фустате при­надлежало самому Абд ал-Азизу — брату халифа и наместнику Египта. Перенеся свою резиденцию в Хелуан во время чумы 689–690 г.г. Абд ал-Азиз и там начал со строительства бань.

Что же представляла из себя средневековая арабская баня? Обратимся к уже упоминавшемуся труду врача и путеше­ственника Абд ал-Латифа ал-Багдади «Книга уведомления и назидания относительно событий виденных и явлений наблюдавшихся в землях Егип­та», написанному в самом начале XIII века.

Что же касается их бань, то в других странах я не видел более совершенно устроенных, лучше сделанных, более красивых и продуманных. Прежде всего, каждая из ванн вмещает от двух до четырех бурдюков. Вода течет в них, не иссякая, по двум желобам: горячая и холодная. Но прежде того она стекает в очень маленькую ванночку, приподнятую над бассейном.

Смешавшись в ней, она перетекает в большую ванну. Эта ванна почти на четверть возвышается над полом. А на всю остальную высоту углублена в него. Купающиеся опускаются в нее и отмокают там. Внутри бани есть комнатки с дверьми. В помещении для раздевания также есть комнатки для знати, чтобы они не смешивались с простолюдинами и не показывали своей наготы. Это помещение для раздевания с комнатками хорошо устроено и отлично построено: в центре его — мраморный бассейн, а над ним — колонны и купол. И всюду здесь потолки с орнаментами, стены покрыты белыми полосами, а пол выложен мрамором различных сортов и оттенков. Внутренняя облицовка мрамором всегда лучше, чем наружная. Вазы там различных цветов и чистых оттенков. И если человек войдет сюда, он не захочет из нее выйти, так как даже если какой-нибудь вельможа построит себе чрезмерно дорогой дворец и дойдет в этом до предела возможного, тот все равно не будет краше ее.
Ее печи удивительно устроены: строят очаг, а над ним возводят свод с отверстием таким образом, чтобы языки пламени доставали его. По его краям прочно устанавливают четыре свинцовых котла, подобных котлам продавцов харисы, но только больше их. Эти котлы соединены в своей верхней части трубками. Вода из колодца по трубе поступает в большой бассейн, а затем из него — в первый котел, где она остается холодной, какой она и была. Потом она из него перетекает во второй котел, где немного нагревается, затем в третий котел, где нагревается еще больше, а потом — в четвертый, где нагревается до предела. Затем, из четвертого котла, она попадает в трубы, ведущие в баню. Вода не престает течь и остается горячей при малейших затратах, незначительных усилиях и в кратчайшее время. Про эту операцию говорят, что она подобна естественному процессу в животе животного при переваривании пищи. Пища перемещается в кишках и пищеварительных органах, имеющихся у каждого животного, и по мере того, как она попадает на какой-либо участок 0своего пути, она проходит какой-нибудь этап пищеварения и какую-то стадию сварения, так что когда она приходит в последнюю кишку, она уже вся переварена.

Знай, что эти котлы все время нужно обновлять, так как от огня свинец в них убывает. Ты найдешь, что от первого котла, в котором находится холодная вода, убыло заметно больше, чем от того котла, в котором находится горячая вода. Это имеет естественны причины, но здесь не место об этом рассказывать.

Пол топки — и это там, где находится очаг — покрывают почти 50 ирдаббами (1 ирдабб в XII веке равнялся 108 кг) соли. То же делают и с дном печей, так как соль имеет свойство удерживать тепло.»

Добавим к этому, что египтянам в XIII веке было известно и мыло. Тот же ал-Багдади сообщает, что «мыло у них нежное, красного, зеленого и желтого цвета.

Греческие бани:



Бани в Древней Греции назывались лаконикумами, скорее всего такое название связано с областью Лаконикой (та, где Спарта). Доподлинно неизвестно, когда же начали строить первые греческие бани, но ученые предполагают, что это 5 век до н.э. Как раз в это время историк Геродот сравнивает в своих трудах римские термы и греческие лаконикумы. Благодаря этому факту можно утверждать, что бани на территории Древней Греции в то время были уже достаточно распространены.

Как выглядела классическая греческая баня?

Лаконикум представлял собой помещение круглой формы, выложенное из тесаных камней. По мнению греков, округлые формы как нельзя лучше способствовали равномерному распределению жара во всей бане. В центре находился открытый каменный очаг, в котором для топки применялся древесный уголь. Иногда применялись камни, которые разогревались снаружи, а потом уже вносились в лаконикум. Для вывода дыма в куполе помещения была предусмотрена крышка на бронзовых цепях, которая открывалась во время топки очага.
Нагрев тела в греческих банях происходил за счет «сухого жара» от камней очага, углей костра, а также от горячих стен помещения. После активного потоотделения греки переходили к гигиеническим процедурам очищения тела. При этом в ход шли деревянные, металлические или костяные скребки – стригли, которыми в прямом смысле слова выскребали загрязнения. Именно таким образом «мылись» древние греки.

После парения рекомендовалось облиться холодной водой из кувшина и приступить к водным процедурам в бассейне. Как правило, в каждом лаконикуме находился мелкий бассейн или, на крайний случай, ванна. Водоотвода в то время не было и по окончании процедуры купания воду из емкостей вычерпывали. Резкий температурный контраст горячего жара и прохладной воды бассейна обеспечивал бодрость духа, чистоту и здоровье тела. Недаром же, и по сей день, отменное здоровье называют спартанским!

Раскопки показывают, что бани в Древней Греции часто были составляющей гимнасиума – спортивного комплекса древних греков. Баню посещали после палестры, в которой проходили спортивные соревнования, для восстановления сил после физических упражнений. Далее направлялись в экседру, где велись философские беседы. Таким образом, постепенно лаконикум перешагнул в своем значении гигиенический порог и стал атрибутом общественной культуры.

Грузинские бани:


На территории Грузии еще со времен Урарту бани строились у горячих источников и обладали естественным паром. Достопримечательностью Тбилиси всегда были серные термальные бани. Каждый, кто приезжал в этот город, стремился их посетить. В числе гостей был и Александр Пушкин, который подробно описал банный ритуал: «Персиянин ввел меня в бани: горячий, железосерный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Грузинские бани малоизвестны, в отличие от японской бани офуро, известной всему миру. Опишу их подробно.

Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут на спине вприсядку, е sempre bene.) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас, как воздух!…. шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за такое нововведение.

После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония».

Японские бани


Баня в Японии – это настоящий клуб. Ее прелесть заключается не только в возможности хорошо попариться. Японские политики в период предвыборной компании проводят здесь целые вечера, беседуя в парной или чайной с потенциальными избирателями, не только продвигая тем самым предвыборную платформу, но и приобретая популярность среди масс.

Офуро – это японская баня, которая существует с того момента, что и буддизм. Японцы придумали офуро неспроста. Выделяют две причины зарождения фуро. Одна из них – это религиозные убеждения. Дело в том, что японцы при купании не использовали мыло, так как чтобы его изготовить, необходимо было убивать животных, а это противоречило буддистским убеждениям. Поэтому, чтобы тщательно вымыться, необходимо было купаться в очень горячей воде. А второй причиной появления японской бани является очень сырой климат Японии. А в зимний холодный период, кроме высокой влажности была еще и очень низкая температура. Дома плохо отапливаются: паровое отопление есть далеко не везде, стоит немалых денег, поэтому даже зимой его работа строго регламентируется. Из-за того, что дома очень плохо отапливались, а стены были сравнительно тонкими, часто возникала потребность погреться. Так же в силу традиций японцы одеваются довольно легко (раньше буддизм запрещал одежду из шерсти животных, меха). Снова необходимость ежедневно греться, и как следует. Поэтому и появилось фуро.

В наши дни японцы пользуются мылом и носят теплые вещи. Но национальная баня не только не утратила своего значения, а, наоборот, приобрела новый смысл. Исследования японских медиков подчеркивают, что офуро помогает справиться со стрессами, стимулирует деятельность сердечно-сосудистой системы и почек, является ценнейшим лечебным и профилактическим средством. Она помогает при болезнях обмена веществ, снимает ревматические боли. По статистике японских гигиенистов те, кто регулярно посещают баню, значительно меньше болеют гриппом. Японские спортсмены ценят офуро как разгрузочное средство. Она снимает нервное напряжение после тренировок и соревнований, избавляет от усталости, восстанавливает силы. На Белой олимпиаде в Саппоро наши спортсмены познакомились с так называемыми опилочными банями. Кедровые опилки здесь смешивают с измельченной древесиной, листвой, лекарственными и ароматическими травами (60 видов). Смесь укладывают на специальное ложе и нагревают примерно до 60 градусов. Человек по шею погружается в душистую массу, греется, потеет в течение 15 минут, а опилки впитывают пот и передают телу полезные вещества. Такая баня хорошо рассасывает жировые отложения, омолаживает кожу и уничтожает вредные бактерии.

Источники: saunclub.ru, bukharapiter.ru, rubanya.ru, ru-stroyka.com, miuki.info